Абалакская икона Божией Матери

Абалакская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых святынь Сибири. История, связанная с прославлением этой иконы такова.

В царствование Михаила Фёдоровича, в 1636 году, при третьем сибирском архиепископе Нектарии, жила на абалакском погосте бедная, одинокая и бездетная вдова по имени Мария. Она вела жизнь благочестивую и целомудренную. В лёгком сне она увидела на воздухе три иконы. Посреди - икона Божией Матери, справа от неё - святителя Николая, а слева - преподобной Марии Египетской. От иконы Богородицы был глас: "Мария! Объяви об этом видении народу и скажи, чтобы на Абалакском погосте построили по праву сторону ветхой Преображенской церкви новую, деревянную, во имя иконы "Знамения" Пречистой Богородицы, что в дальнем Новгороде, с приделами: по одну сторону - святителя Николая, а по другую - преподобной Марии Египетской".

Вразумлённая этим видением вдовица отправилась к Архиепископу Нектарию и поведала ему при всём соборе о видениях, после чего рассказала о своих откровениях всему народу. Когда Марии показали никогда не виденный ею образ "Знамение" Богородицы, то она, взглянув на икону, узнала в ней являющуюся к ней Богоматерь и объявила всем, что именно этот образ она видела во всех четырёх видениях. Все граждане поверили рассказу Марии. Преосвященный же архипастырь дал Абалакским прихожанам благословение строить церковь во имя Богородицы. В этом богоугодном деле согласились принять участие и многие граждане г. Тобольска.

В это время лежал в расслаблении один крестьянин Евфимий. К нему пришёл нищий по имени Павел и сказал: "Евфимий! В Абалаке по повелению Божию строится церковь во имя "Знамения" Богородицы, святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и усердию простит тебя и освободит от болезни".

Как ангела Божия выслушал Евфимий Павла и тогда же дал обет написать икону. Господь внял трудам страждущего. После полудня в тот же день Евфимий начал владеть правою стороною своего тела. Испросив благословения у преосвященного Нектария, Евфимий заказал указанный ему образ протодиакону Софийского Тобольского собора Матфею, который славился тогда по всей Сибири как искуснейший живописец.

По мере того как писалась икона, Евфимию день ото дня становилось легче. Наконец, здоровье его совсем поправилось. Он пришёл к живописцу, и сам понёс от него написанный образ в собор для освящения.

Удивлённый и обрадованный архипастырь возблагодарил Господа за Его чудесную помощь недужному. Окропив образ святою водою, он отслужил в соборе молебен, после чего с великой честью препроводил икону в Абалак для постановления её в новом храме.

Когда совершалось перенесение иконы и шествие церковное достигло деревни Шанталык, Богоматерь прославила свой образ новым чудом. У крестьянина этой деревни Василия была дочь, которая долгое время страдала глазною болезнью и вот уже два года ничего не видела. Услышав, что несут образ в Абалак, Василий вышел со своей несчастной дочерью навстречу шествию. Припав к образу с верою и слезами, скорбящий отец умолял Пречистую Деву помиловать его несчастную дочь, и к радости и удивлению его и всех присутствовавших девица прозрела.

С того времени утвердилась вера в народе в Абалакский образ Божией Матери, как поистине чудотворный и подающий многоразличные исцеления болезней всем притекающим к нему с верою. Особенное значение в то время для всей Сибири Тобольска, чествовавшего святую Икону, передало благоговение к ней всей Сибири.

В 1918 году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из монастыря. До недавнего времени местонахождение ее было неизвестно. Имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известным место нахождения иконы - австралийский город Сидней, храм Покрова Божией Матери. Сюда она была привезена генералом Белой Армии Михаилом Константиновичем Дитерихсом (1874-1937).
Абалакский Знаменский монастырь
В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится чудотворный список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой.

Традиция проведения крестного хода началась с события, происшедшего в 1665 году, когда почти все лето беспрерывно шел дождь; хлеб, овощи и трава погибли - все топило водой, и народ приходил в отчаяние от ожидания голодной смерти. В этом несчастии обратились к Божией Матери. Находившийся в то время на Тобольской кафедре архиепископ Корнилий послал собор духовенства в село Абалакское за чудотворной иконой Божией Матери. С подобающей честью святыню вынесли 7 июля, а на другой день утром принесли в Тобольск. Архиепископ с городским духовенством, в сопровождении градоначальников и множества народа вышел на встречу Царице Небесной. И когда несшие икону приблизились, Архипастырь пал на землю и сказал: "О, Владычице Мира! Умилосердись над градом сим и людьми, согрешившими Тебе и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит нас ныне от гнева Своего праведного", - облобызал икону. Совершив молебен, пошли с иконой в Собор, где стали совершать Божественную Литургию. Служба еще не закончилась, как к удивлению и радости всех мгла рассеялась, дождь прекратился, облака исчезли и показалось солнце. В память этого события для вечного благодарения Господа Бога и Его Пречистой Матери, преосвященный Корнилий установил приносить чудотворную икону Божией Матери из Абалака в Тобольск ежегодно. С тех пор установилась традиция каждый год переносить икону в Тобольск ко дню великомученика Прокопия, т.е. к 8 июля по старому стилю. Святыня стояла в Соборе до 20 июля, т.е. до праздника пророка Божия Илии. Так продолжалось более 250 лет.

В своей книге "О боге и правде" протопресвитер Георгий Шавельский, который был главой военного духовенства в русской императорской армии (1871-1951 гг.), пишет: "Еще расскажу тебе, 18 или 19 сентября 1911 года, медицинский инспектор Киевского военного округа, добрый и набожный старик, по внешнему виду более похожий на ветхозаветного патриарха, чем на современного врача, познакомил меня с двумя военными молодыми врачами, только что вернувшимися из Белгорода с торжеств по случаю открытия мощей святителя Иосафа. "Поговорите-ка с ними. Они расскажут вам интересные вещи» - сказал он. Вот что они мне рассказали: «Мы были неверующими; смеялись над чудесами; глумились над попами. Услышав, что скоро начнутся торжества открытия мощей свят. Иосафа, мы проигнорировали, насочиняют попы чудес, пойдем-ка, разоблачим их. И мы поехали, чтобы проследить, удостоверить и обнародовать обман. В день торжества мы пробрались к самой раке с останками праведника и зорко следили за прикладывающимися к святым мощам. Тянулась нескончаемая цепь людей. У одних лица восторженные, у других страдальческие, слезы на глазах. Подводили и подносили больных. Вот подвели к раке девушку. Ей восемнадцать лет, она слепая от рождения. Ощупью, медленно она опускает голову к раке, губами впивается в открытую часть мощей. И вдруг раздается радостный крик: "Я вижу!" Мы подбегаем к ней. Да, она видит: различает лица, предметы. Мы следуем за нею из храма, чтобы, подобно апостолу Фоме, убедиться в факте. Исследуем ее зрение. Она как грудной ребенок: все видит, но еще не научилась различать расстояние, вследствие чего, когда идет, все время наталкивается на предметы Сомнений в чуде не могло быть. Мы вернулись и потрясенными, и посрамленными. Да, есть Бог!"

Какие дивные дела иногда совершаются! Они чаще совершались бы, если бы у людей было больше веры, и были бы они более достойны милости Божией. Для чуда, кроме благодати Божией, которая всегда готова излиться, нужна еще и соответствующая почва, на которую благодать могла бы упасть, пустить корни и принести плоды. Такой почвой является верующее человеческое сердце. Евангелисты Матфей и Марк согласно свидетельствуют, «что и Иисус Христос пришедши в свое отечество не совершал там чуда, вследствие неверия окружающих Его» (Мф. 13,58; Мк. 6,5).

В Свято-Никольском соборе доступен для всеобщего почитания старинный список чудотворного образа.