Казачество

Казачество и Православие неразделимо. Ведь именно казаки - первопроходцы были в далеком Сибирском крае первыми православными миссионерами. Особо почитаем в казачьей среде был Святитель Николай. Большинство храмов в Сибири воздвигались именно этому Святому.

Свято-Никольский казачий собор является своеобразным духовным центром Сибирского казачества. Ни один круг, ни одно торжество Сибирского казачьего войска не обходило стороной казачью церковь. Молебнами в храме были открыты торжественное объявление Высочайше утвержденного Положения о Сибирском линейном казачьем войске в декабре 1847 г. и пятый чрезвычайный круг Сибирского казачьего войска летом 1919 г. И в наше время казаки Омского Прииртышья и города Омска своим храмом считают именно Свято-Никольский Казачий Собор.

Знамя Ермака



История Сибирского Казачьего Войска складывается из истории многочисленных групп служилого сословия, из которых оно формировалось в течение многих лет. В отличие от других Казачьих Войск, сибирское казачество изначально формировалось как "служилое", созданное административно. Сибирские казаки - прямые потомки первых завоевателей Сибири, "проведывавшие новые землицы и приводившие их обитателей под высокую державную руку московских государей".

Освоение казаками Сибири начиналось с деятельности купцов Строгановых, получивших от царя Иоанна "жалованную грамоту" на распространение своих владений за каменный пояс (Урал), по реке Тоболу и притокам, обязуясь за это не только оборонять московских дольщиков - вогулов и остряков от татар, но даже предпринимать, при надобности, поход против самого Кучума - сибирского хана. Нанятое купцами Строгановыми казачество составляло ту военную силу, которая за исторически короткий период времени покорило Сибирское царство. С 1582 года царским указом определено старшинство Сибирского Казачьего Войска, а казачья вольница атамана Ермака названа "Царскою служилою ратью". С 1588 г. остатки дружины Ермака под предводительством атамана Мещеряка составили "Старую сотню" и несли службу в Тобольске; остальные, присылаемые стрельцы и охочие вольные люди, стали расписываться в казаки по разным укрепленным городам Сибири.

В VXI и VXII столетиях они еще не имели единого и правильного организованного военного сословия и единого названия, а назывались городовыми казаками, по названию тех городов, в которых жили и несли "государеву" службу: Кузнецкие, Ишимские, Курганские, Тобольские, Томские и другие. Сибирскими казаками основаны в разное время города Омск, Тобольск, Томск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Иркутск и т.д.

В XVIII веке для защиты рубежей России и Сибири от набегов кочевников строится Сибирская укрепленная линия. Она состояла из Тоболо - Ишимской укрепленной линии (Горькая линия), Иртышской укрепленной линии и Колывано - Кузнецкой укрепленной линии. Окончательное устройство войска определилось положением о нем в 1808 году и получило название "Линейное Сибирское Казачье Войско" в составе для военного времени 10 пятисотенных полков, 4 резервных сотен, 2 конно-артиллерийских рот. К началу 1825 года численность населения в войске составляла 37 тысяч человек обоего пола. Территория войска пролегала узкой полосой на 2400 верст, шириной от 10 до 32 верст от границы Оренбургской губернии (крепость Звериноголовская) до реки Иртыш и далее вверх по Иртышу и реке Бахтарме до Китайской границы.

Войско принимало участие в Японской и Первой мировой войне. В 1905 и 1906 годах для поддержания порядка внутри Империи было мобилизовано все войско.

За самоотверженную службу и подвиги Войско имело многочисленные награды. В 1903 году пожаловано Войсковое Георгиевское Знамя "Доблестному Сибирскому Казачьему Войску за отличие, усердную, боевыми подвигами ознаменованную службу" "1582-1903" с Александровской юбилейной лентой.

События октябрьского 1917 года переворота, а в дальнейшем и Гражданской войны привели к тому, что 2 декабря 1919 года Сибирский революционный комитет издал приказ № 1 по Сибирскому Казачьему Войску, согласно которому оно, как автономная единица уничтожалось. Остатки несмирившегося с расказачиванием Войска с боями отступало к границам Китая. Разрозненные общины Сибирских казаков войскового атамана Н. П. Иванова - Ринова (1918 - 1924), а затем Ф. Л. Глебова (1924-1945) были последними носителями исторической памяти и славы Сибирского Казачьего Войска. В советские времена (с 1919 по 1992 годы) Сибирское Казачье Войско как организационно-штатное формирование не существовало. Однако сибирские казаки принимали активное участие во всех значимых событиях государства.

Возрождение сибирского казачества предварено выходом в свет Указа Президента РФ № 632 от 15 июня 1992 г. "О мерах по реабилитации репрессированных народов в отношении казачества" и Постановления Верховного Совета о реабилитации казачества № 3321-1 от 16 июля 1992 г.

На фото - хоругвь Святителя Николая – подарок Патриарха всея Руси сибирскому войсковому казачьему обществу. Казанский образ Божьей Матери – Благословление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла казакам и атаманам Сибирского Казачьего Войска на служение Отечеству и вере Православной, 14 октября 2009 года от Рождества Христова.

Хоругвь Святителя Николая

Казанская икона Божьей Матери