Работа «рабочего» хора (краткий очерк о последних одиннадцати годах)

В словаре ансамбль или группа певцов называется хором. По-Владыкиному - хорик. Сел хорик в автобусик - и по городам и весям, последнее время даже за пределы Омской области выбирались. Главное дело «группы певцов» - петь, несмотря ни на что. Дождь? У природы нет плохой погоды! Грязь? Да нас тут много, живо автобус из грязи вытолкаем! Снег? А у нас валенки выше колена, везде крестным ходом пройдём! Мороз за минус тридцать? Рот варежкой прикроем! Жара плюс тридцать? Мы загорели уже в апреле! Да и косынки у нас белые – солнечный удар не грозит. Шесть утра? Кто рано встаёт, тому Бог подаёт! Два, три, четыре ночи? Молитвами святой мученицы Елизаветы... И едет, едет автобусик - везде люди ждут икон, мощей, православной молитвы.

А «молитва, любовью споспешествуемая», творит чудеса, это всем хорошо известно. Вот и «группа певцов», которых воля Господня собрала практически в одно и то же время в Свято-Никольском Казачьем соборе, одиннадцатый год является рабочим хором Владыки Феодосия. Тогда же сформировался и большой архиерейский, а потом митрополичий хор под предводительством матушки Кристины Фотченко. Этот хор и сейчас неустанно трудится в Казачьем соборе, имея в репертуаре множество великолепных песнопений, жемчужин церковной музыки.

Рабочий же хор - это хор мобильный, созданный для сопровождения Владыки во многочисленных поездках: в детские дома, больницы, школы, колонии, где Владыка всегда бывает на Рождество и на Пасху; на освящение храмов и места под храм, закладку креста, на престольные праздники храмов города и области, на православные выставки, поездки с мощами и иконами и так далее, всего не перечислишь. Эти поездки бывают практически каждый день, кроме того. Владыка ежедневно по вечерам бывает на акафисте в одном из храмов города, а каждую субботу молится в Ачаирском монастыре. Последние два года ежедневные службы проходят у креста возле восстанавливающегося Успенского собора, где чудесным образом были обретены мощи святителя Сильвестра.

Не менее (а может, даже более) напряженным был график Владыки одиннадцать лет назад — в годы возрождения духовности, открытия церквей и возвращения многих людей к Богу. Тогда просветительская и миссионерская работа была особенно важна, ведь для людей так доходчив пример! Видя, что все крестятся, тоже перестают стесняться; обратив внимание на молодёжь в хоре, ведут своих сыновей и дочерей; начинают ходить в храм, выучивают молитвы, становятся активными участниками церковной жизни.

Где бывает Владыка, там и хор; когда десять человек, а когда и четыре. Конечно, лучше, когда десять, но и четверо тоже не ударят в грязь лицом. Потому что у них всегда были и есть любовь к Богу, неиссякаемое желание петь (и петь достойно), возможность петь, то есть практика, и хорошие учителя. Наш Владыка вел и ведет постоянную работу среди прихожан, особенно молодёжи, благословляя их петь. Благодаря этому сформировался рабочий хор, который постоянно пополняется молодыми голосами. Потом эти молодые голоса становятся матушками и батюшками, разъезжаются на приходы, выучив основные песнопения и вооружившись учебными дискетами, распространяя определенную традицию пения, в основе которой - московская школа и особенности украинских песнопений. В настоящее время взращивание новых кадров - ещё одна функция рабочего хорика, «группы певцов».

Первым учителем для нас стал Владыка. Он объяснил нам, только пришедшим в храм, как петь, что петь: словом, жестом, мимикой, намёком, притчей, шуткой, собственным примером, а иногда - и стуком жезла об пол. Он задал основной тон, в котором - Слава Богу - мы поем вот уже скоро одиннадцать лет.

Нам повезло во всех отношениях. За эти годы в хоре было два регента, и оба - яркие, талантливые люди, которые провели (и продолжают вести) огромную ежедневную кропотливую работу по становлению и поддержанию хора. Это Сергей Юрьевич Николаев и Раиса Денисовна Сорокина, которая и сейчас работает с хором. Без них не состоялось бы такой нашей хоровой семьи.

Неустанная забота Владыки о достойном, красивом и молитвенном хоровом пении проявилась в появлении в Омске Сергея Юрьевича, который знал церковное пение и стал учить этому нас. Первоначально нас было немного - Раиса Денисовна, Лариса, Лена и мы с Олей. Нам с Олей было тогда по девятнадцать лет, мы учились в педагогическом университете. Она - на факультете иностранных языков, я - на филологическом. В собор ходили в основном по выходным, а на праздники и поездки иногда сбегали с занятий. Сейчас нам тридцать первый год, мы обзавелись семьями, защитили свои диссертации, но, «отдохнув» в декретах, по-прежнему со своими горестями, радостями, страхами идем в свою хоровую семью, живем в Церкви, без службы не представляя свою жизнь. Но в девятнадцать лет мы не имели никакого понятия о хоровом пении. Мы просто его слышали на редких даже в те годы пластинках и кассетах. И верили в Бога. Раиса Денисовна в то время и сейчас была и остаётся опытнейшим педагогом, многих научившим петь. В то время работа в церкви также была для нее внове. Лена шила, Лариса работала в пароходстве. Так удивительно - совершенно разные люди, каждый шёл по своей дороге, а вот ведь собрались вместе и идут до сих пор бок о бок. Пути Господни неисповедимы.

Первоначально наличие восьми гласов (восьми стихирных, восьми тропарных, восьми гласов ирмосов - всё это разные напевы) ставило нас в тупик. Но мы сразу запомнили, что их всего восемь, а не, к примеру, девять. Тональности разные, слова старославянские... Но мы старались. Сергей нас муштровал безжалостно, но я, например, была счастлива учить, переписывать (ксерокс только начинался), петь, анализировать свои ошибки, опять петь, постоянно учась. Первые шаги были трудны, что и говорить. Нелестные замечания в свой адрес нам приходилось слышать частенько, так как Сергей не терпел «грязи», понижения первоначального тона, сразу же показывал: уши, уши,- ну, а когда это не помогало... Но мы все терпели, мы хотели петь. После служб Раиса Денисовна спокойно и деликатно разучивала с нами партии, объясняла, как брать дыхание, каким должно быть положение речевого аппарата, как достичь нужной высоты и силы звука, чтобы Сергей не «дергался» на репетициях, а уж тем более на службах от нашего несовершенного пения. Талант Сергея Юрьевича зажигал нас, и не только нас: многие прихожане валом шли в хор. Конечно, Владыка благословлял учить новых людей. Некоторые остались надолго в нашем хоре, пополняя православную семью. Всё пошло таким чередом: Сергей писал ночами по памяти партитуры (дни были заняты поездками с Владыкой), приносил, мы их разучивали. Он знал, что именно нам нужно петь, какие песнопения действительно молитвенные. Некоторые из них он перекладывал именно для нашего состава: малого смешанного хора, который начинался с четырёх-шести человек. Этим составом мы выучили и спели первое наше серьёзное произведение: «Блажен муж» Зосимовой пустыни. Это было трудно, непривычной была церковная музыка. Зато потом стало многое ясно, петь стало легче. Сергей нас всех воодушевлял, сам был энтузиастом, постоянно полным идей. И всё получалось! Мы пережили каждое наше произведение, каждый тропарь. Мы пели с трепетом в душе. Он всегда очень внимательно слушал большой архиерейский хор, иногда пел с ними свои любимые произведения. Наш регент открыл нам Архангельского, Веделя, Чеснокова, Бортнянского, Львова, Смоленского, Самсоненко, Мясникова. Он рассказывал о них с упоением, так что мне хотелось немедленно побежать, добыть партитуру, выучить, петь. Видя его воодушевлённость, слушая его комментарии, мы учились держать строй, анализировать недочеты своего пения - фальши он не терпел. Сергей сам писал церковную музыку, мы исполняли несколько его произведений. К тому времени хор наш немного вырос, добавились басы, тенор, альт, стало больше возможностей для исполнения различных песнопений. Гак началась наша «концертная» деятельность, совмещаемая со службами в храмах города, куда прибывал Владыка.

Какое счастье - участвовать в литургии! Когда сноп света из Царских Врат, когда под куполом колеблются солнечные лучи, когда происходит чудо претворения для того, чтобы спасти. Тогда хор становится единым организмом, одной семьей, «единым сердцем и едиными устами» славит Господа. И слезы на глазах, и колени трясутся, в душе трепет. Так мы исполняли херувимскую Дегтярёва, концерт «Да исправится молитва моя...», многие другие песнопения литургии и всенощного бдения: помня, что это -молитвы, зная, что их слышат. И люди в храме тоже откликались, и их сердца были затронуты. Прихожане всегда любили и поддерживали хор, они тоже подвигли нас трудиться, учить новые произведения, совершенствовать своё пение; петь, вместе молясь. Настоящий хор живёт произведением, которое он исполняет. Тогда пение (как совместная молитва) проникает в души слушающих и открывает их Богу.

При очень плотном графике работы, связанной с поездками и постоянной «боевой готовностью номер один», закономерно возникает усталость. Смешно, казалось бы, что тут такого. Но постоянная усталость ведёт к возникновению уныния. В молитвах ко Пресвятой Богородице мы говорим: «отжени от мене ... уныние, забвение, неразумие...». Уныние - путь к депрессии. От уныния спасает улыбкам хорошая, вовремя сказанная шутка. Как говорит народная мудрость? Если в доме поют, значит там живётся хорошо! Может, поэтому среди поющих много весёлых людей, умеющих с юмором воспринимать определённые моменты жизни и не унывать? У нашего Владыки весёлый дух. А как славно умеет пошутить наша регент Раиса Денисовна (а уж мы-то всегда ее поддержим)! Она шутливым замечанием может настроить хор на рабочий лад, и все бытовые неурядицы бесследно уходят. Шутка помогает снять напряжение, разрушить конфликтные ситуации. Как часто нас спасал оптимистический настрой! Особенно в два часа тёмной осенней ночи на размытой глинистой дороге в Тюкалинск, когда наш автобус просто съехал в кусты... «Но даже не упал!», - подумали мы. И когда нам пришлось толкать его обратно - в общем-то, безуспешно - получалось даже и над собой пошутить. Осень в деревне Воскресенка Калачинского района тоже помнится нам до сих пор; это стало притчей во языцех, как и многие другие происшествия. Тогда мы тоже толкали автобус из грязи, но вместе с сидящими там бабушками, которые не пожелали вылезать, боясь за свои места. Такие моменты, по сути своей, не очень приятные, почему-то сплачивают людей. И постепенно переходят в легенды и рождают афоризмы, крылатые выражения. Мы переживаем инциденты не унывая, с молитвой. Бог спасает! Награда нам - возможность быть и петь в таких местах, как, например, храм Покрова Божией Матери в Воскресенке. Этот храм особенный. Мы были в нем на 135-летие в 2002 году, да и раньше не раз приезжал сюда Владыка. С нами путешествовала и Почаевская икона (список с чудотворной, недавно побывавшей у нас). Как всегда на Покров (14 октября по новому стилю), шёл снег. После службы степенно подходили к иконе прихожане, было так хорошо и спокойно, как бывает нечасто.

Покров.
Листва шумит осенняя
Над крышами домов.
Сегодня - воскресение,
А завтра уж - Покров.
И смотрит Богородица
С иконы золотой.
Глаза глазам поклонятся,
Проходят чередой.
А снег пушистым саваном
Накроет купола.
Зима! Земля усталая
Давно тебя ждала.


Но в этом именно храме всегда такое умиротворённое состояние нисходит на душу. Наверное, это то, что называют словом «благодать». Я несколько раз слышала ироничное употребление этого слова, что, на мой взгляд, возможно только среди людей, которые такого чувства не испытывали. Храм в Воскресенке просто дышит стариной и миром. Там пахнет полынью и обостряется чувство Времени.

Белые стены, бескрайние степи,
Ветер сгибает траву.
Низкое солнце светит и слепит,
Храму я песню пою. Кто захоронен у храма святого –
Имени не угадать.
Только полыни горькую ветку
Мне захотелось сорвать.
Ветер шумит и опять затихает,
Пахнет степною травой.
Древнее что-то в душе задевает
Этой осенней порой.
Скифы, монголы, киргизы, татары!
Ветер ваш говор хранит,
Свист пронзительный стрел джунгаров,
Крики и топот копыт.
Храм на холме и бездонное небо...
Время задело струну.
Мечется ветер, и думаю: мне бы
На диком коне на войну!
Гортанные крики и конское ржанье
Сегодня стихия моя!..
Но всё отшумело.
Пространства дыханье
И времени степи таят.
Вечным быть может любое мгновенье
И время безвременным быть.
Ветер и горькая ветка полыни
Будут все тайны хранить.


В далёкий Тевриз мы ехали, чтобы увидеть жемчужину: храм Александра Невского в селе Екатериновка и, отслужив там литургию, вернуться в Омск, заезжая по пути в другие деревеньки. Владыка побывал (и не однажды) во всех приходах области, ободряя молодых священников и прихожан, сплачивая их в дружную церковную семью. А мы все пели: литургии, всенощные бдения, молебны, тропари и величания святым, просиявшим по всей земле, которым посвящены местные храмы и часовни.

На вертолёте летали на Кулай. На самолёте - в далёкий Анадырь. На поезде совершали паломничество в Москву и Санкт-Петербург в 2001 году. До сих пор свежи впечатления от этой поездки: нам открылся Петербург православный! Немедленно захотелось поучиться в Духовной академии при Александро-Невской лавре, которую когда-то оканчивал наш Владыка. Мы были там на Пасху, Владыка служил литургию, а хор сподобился петь на клиросе главного собора лавры. Я помню, как открылись огромные врата, высотой чуть ли не в два этажа, и в темный храм полился свет, а огромный верхний мужской хор тихо и мягко пел Херувимскую песнь. Потом Владыку пригласили посетить выставку в Духовной академии. Здесь была чеканная икона Спаса Вседержителя: точно такую же мой папа давным-давно откопал в траншее во время работы. С тех пор она, начищенная, стоит у нас на полочке. Узнала, что это изображение - только средняя часть триптиха. Весь я увидела на этой выставке: работа начала девятнадцатого века. Эти два дня в Петербурге были очень насыщенными, буквально до ночи мы путешествовали по городу, а потом с пением походного «Христос воскресе!» для поднятия общего духа и борьбы с усталостью по шпалам шли в вагон отдыхать. Пока мы ехали в поезде. Владыка и Раиса Денисовна постоянно делали спевки, мы выучили новые песнопения, в том числе песню о Ксении Блаженной, которую и сегодня поём. Конечно, молились и на Смоленском кладбище.

О поездках этих лет можно рассказывать бесконечно. Год за годом мы наблюдали (и сами принимали посильное участие) восстановление храмов Омска и области, постройку новых и видели, как менялось отношение людей к вере, к службе, к церковному человеку: в лучшую сторону, от недоверия к взаимодействию (и весьма плодотворному). Видели, как формировались и увеличивались приходы, как образовывались новые хоры (частью из воспитанников Раисы Денисовны и Сергея Юрьевича). Основной состав, хоровое ядро, прожившее эти одиннадцать лет в Церкви и видевшие её становление (вернее, восстановление) могут понять чувство, с которым я смотрю сегодня на храм Всех Скорбящих радосте, такой красивый, с замечательной акустикой; с достойным батюшкой, прекрасным хором и крепким дружным приходом, такой тёплый зимой; где так хорошо и покойно душе. Владыка начал служить здесь, когда храм был в плачевном состоянии, с пустыми стенами, ледяным полом. Здесь мы пели с особенным вдохновением, ведь это были наши первые шаги, наши первые концерты. Со слезами на глазах мы исполняли (а прихожане слушали) здесь постовые песнопения, заледеневшими руками держали свечи и потом несли домой огоньки, а кондуктор кричала какой-то бабушке: «Автобус спалите!» А на Пасху здесь так цвели яблони! Духовной радостью для нас была постройка Христорождественского собора, храмов в Нефтяниках, в Чкаловском посёлке, открытие домовых церквей в детских домах и колониях.

Таких приходов усилиями Владыки сложилось много. Скольких молодых священников он воспитал! А мы пели им всем «аксиос!» Сколько матушек научила петь Раиса Денисовна, сколько молодых девчонок выросло в хоре. Хор - это ещё и воспитательный проект Владыки, если можно так выразиться. И во главе хора стоит человек, действительно воспитывающий всех нас - своим примером, послушанием, своей работой (без преувеличения - в любое время суток), своими нравственными качествами. Деликатно и тактично объясняющий нам, как петь, как себя вести, как выглядеть, наконец, если ты в составе хора сопровождаешь Владыку. Ведь в обязанности хора входит не только приготовление к пению церковной службы, но умение вести себя в храме с подобающим благоговением. Владыка молится за всех, мы в своих молитвах стараемся не забывать друг друга, в каких-то горестях сплачиваемся и побеждаем. Господь Бог нам всегда помогает. Все, кто пришёл в храм и так или иначе оказался в хоре, кто просил о чём-либо Бога, молился - все получили желаемое, у всех всё устроилось: нашли работу, вышли замуж, родили детей, научились петь. Жизнь обретает смысл, когда человек становится нужным. Сейчас в хоре опять гудит молодёжь, опять репетиции, спевки, кипит работа, нужен каждый: послужить Богу, делом и молитвой помочь восстановлению Успенского собора.

На кресте мы каждый вечер,
Стройка, пыль, вокруг песок.
Только слышится сквозь ветер
Вдруг сопрано голосок.
И альты шагают следом,
Бас поддержит, как всегда,
Вдохновлённые соседом,
Держат марку тенора.
Вокруг Успенского собора
Мы с акафистом идём,
Богородицу с народом
Прославляем и поём.
Каждый день собор-красавец
Поднимается, растёт,
И с молитвой над домами
Колокольный звон плывёт.


Скоро будет освящение этого собора и первая литургия на давно намеленном месте, где были обретены мощи святителя Сильвестра. А дальше ждёт Владыкиных молитв Ильинская горка, где место собора занято, по иронии судьбы, Ильичём: памятником Ленину. Приглашают Владыку на престольные праздники батюшки с областных приходов. Скоро достроят храм в Светлом. Подходят праздники первоверховных апостолов Петра и Павла, князя Владимира, княгини Ольги, Казанской иконы Божией матери. Успения Пресвятой Богородицы... Всё идёт своим чередом, продолжается круг богослужений, неутомимо служит Владыка, а с ним и причет церковный, в том числе и певчие: рабочий «хорик» во главе с Раисой Дионисовной.

Мы поём едиными устами
И единым сердцем.
Надо верить: С нами Бог; так ангелами станем
На одно короткое мгновенье.
Так споём, чтоб в куполе осталось
Эхо отраженьем жизни новой.
Кто же знает, может, эта малость
Станет нашим подвигом духовным.


Домашова Ю.В.