Свято-Никольский Казачий собор. Страницы истории.

Церкви Божии, как и люди, также имеют точку отсчета своего существования, образно говоря, «дни рождения». И таких вех в истории храма бывает несколько: закладка храма, этапы строительства, освящение. Как правило, если храм не однопрестольный, освящение его приделов совершается в разное время, чаще с разрывом в несколько лет, реже в один год. Не является исключением и Никольский Казачий собор. Закладка храма состоялась 15 мая 1833 года. Северный и южный приделы в т. н. «теплой церкви» (данная часть храма именовалась так потому, что была построена в первую очередь и отапливалась в зимнее время) во имя великомученика Георгия Победоносца, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы были освящены 26-27 мая 1840 года (здесь и далее даты приводятся по ст. ст.). А главный придел, находящийся в «холодной церкви» (не отапливалась в зимнее время) в честь святителя Николая Чудотворца освятили только 16 сентября 1843 года. Однако, несмотря на это, данный приход уже функционировал на протяжении более трех лет, в освященной части храма совершались богослужения.

Мы сочли необходимым приоткрыть некоторые страницы далеких лет и вспомнить тех, кто внес свою лепту в дело обустройства собора и преумножения в его стенах церковного благолепия.

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОДА

Два дня, 26 и 27 мая 1840 года, надолго остались в памяти омичей. Известный и уважаемый во всем городе протоиерей и настоятель Омского Воскресенского собора, а также и благочинный омских церквей Димитрий Пономарев соборно, вместе с городскими и сельскими священниками торжественно освятил два придела строящейся Никольской Казачьей церкви. На эти богослужения, по воспоминаниям современника, «собрался поочередно почти весь Омск». Народу было видимо невидимо. Только на угощение духовенства, высших и низших чинов Сибирского казачьего войска и других лиц было истрачено 500 руб.

Затраты были с избытком компенсированы усердными пожертвованиями. После окончания богослужений в церковной кружке оказалось 1493 руб. 57 коп., а от продажи свеч было выручено 675 руб. Помимо денег на нужды вновь открытого прихода «поступило множество разного рода вещей, сумма коих исчислена была в 43 руб.50 коп.». Во время двухдневных служб прекрасно пел хор певчих, состоящий из воспитанников, преподавателей, писарей, урядников и служителей Войскового училища Сибирского линейного казачьего войска. Своей прекрасной организацией и удачным подбором певчих данный хоровой коллектив был обязан директору вышеупомянутого учебного заведения полковнику Н.Л. Черкасову, который слыл знатоком и большим любителем церковного пения.

13 сентября 1839 года, предвидя скорое освящение двух приделов Никольской церкви, войсковое начальство стало хлопотать перед тобольским владыкой (в подчинении которого тогда находились все храмы не только Омска, но и всей Западной Сибири) о высылке Благословенной грамоты на освящение храма и о назначении причта для него.

В его состав прежде других был определен диакон Феодор Коряков, до этого служивший в Тобольской Благовещенской церкви и обладающий прекрасным басом. В число причетников был назначен ранее прикомандированный к Ильинской церкви Кондратий Попов, впоследствии ставший дьяконом Воскресенского собора. И, наконец, 5 мая 1840 года Преосвященным Афанасием, архиепископом Тобольским и Сибирским, был утвержден первый настоятель строящегося храма - священник Василий Белозеров, командированный из Тобольска и состоявший до своего назначения в штате Пророко-Ильинской церкви. Вновь образованному причту было назначено очень скромное жалованье, но не от казны, а из войсковых сумм Сибирского казачьего войска. Годовой оклад священника равнялся 225 руб., дьякона -140 руб. и причетника - 32 руб.50 коп.

30 сентября 1840 года владыка Афанасий известил Святейший Правительствующий Синод об освящении двух приделов омской казачьей церкви, и об определенном жалованье причту. Однако из столицы запросили более подробную информацию об образованном вновь приходе. В ответ на это архиепископ Тобольский и Сибирский в своем рапорте от 11 декабря 1840 года сообщал следующее: «[…] По требованию Войсковой канцелярии Сибирского линейного казачьего войска к построенной в городе Омске Николаевской церкви отчислены прихожане из военного и казачьего сословия в числе 2184 душ обоего пола от следующих церквей: Омской Ильинской и крепости Николаевской, без истребования от прихожан согласия на отчисление их от прежних приходов, потому что все они состоят в непосредственном ведении Войсковой канцелярии и что сия последняя нашла удобным быть сим в приходе новоустроенной церкви поблизости к ней […] никакого оскудения в приходе этих церквей (т.е. Ильинской и крепости Николаевской - А.Л.) последовать не может [а, поскольку] при вновь устроенной Николаевской церкви составился значительный приход, то и положено быть ей приходскою[…]».

Первым старостой новой церкви был избран казаками, а затем и утвержден епархиальным начальством отставной урядник 1-го полка Степан Бадрызлов, который принимал участие в производстве для храма кирпича и проживал как раз напротив церкви.

ЗАБЫТЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛИ И ИХ ЖЕРТВА

Как во время постройки храма, так и после его освящения церковная утварь приобреталась частично на деньги, собранные в строительный фонд храма, а помимо этого, на пожертвования целого ряда лиц, имена которых, к сожалению, оказались сегодня незаслуженно забыты. Так, например, Пелагея Степановна Лукина, вдова инициатора строительства данной церкви казачьего подполковника А. М. Лукина, пожертвовала «Евангелие, облаченное с обеих сторон, а также и по корешку его отлично золоченым серебром». Вес его достигал 6 фунтов 66 золотников. А приобретено оно было благотворительницей за 1000 руб. Протоиерей Пророко-Ильинской церкви Андрей Комаров передал вновь возводимому храму богослужебный серебро-золоченый сосуд с дискосом и со всеми прочими к нему принадлежностями, украшенный многочисленными изображениями. Он весил 5 фунтов 68 золотников. Омский же казак Никита Марков приобрел для церкви кадило прекрасной ручной работы. Помимо него, в храме имелось очень ценное паникадило - дар Войсковой церкви от чинов 4-го Сибирского казачьего полка. До революции в ризнице собора хранились дорогие церковные облачения и другие предметы большой ценности. В их числе были несколько комплектов облачений для причта, купленные Войсковым Хозяйственным Правлением за очень большие деньги. К сожалению, объем статьи не позволяет назвать всех благодетелей поименно. Перечисление только фамилий с указанием и описанием пожертвованных предметов заняло бы не одну страницу. А посему мы присоединимся к словам, написанным в одном из «отчетов», касающегося завершения строительства Свято-Никольского Казачьего собора. В нем, в частности, говорится: «Молитвенно вознесем благодарение Господу Богу, побудившему рабов твоих к радению и делам богоугодным. Да воздаст Он им великие благости и милости, здесь, на земли, и в Царствии Своем».

ВЫДАЮЩИЙСЯ ЖЕРТВОВАТЕЛЬ

Так в архивных документах, относящихся к истории Свято-Никольского Казачьего собора, именуется супружеская чета Бедриных. И вот почему. Глава семейства, отставной урядник 6-го полка и казак Омской станицы Федор Иванович Бедрин, вместе с супругой своей Екатериной Михайловной, находясь в 1836 году в Москве, приобрел на свои средства для пожертвования Никольской Казачьей церкви священные сосуды и дарохранительницу тонкой ручной работы из кованого серебра с золочением. Дарохранительница и потир были украшены дорогими самоцветными камнями, стоимостью до 10 тысяч рублей.

Сохранилось описание предметов, подаренных четой Бедриных:

«[…]Большая серебряная, отлично золоченная и с редкими камнями, в виде склепа, дарохранительница весом в 21 фунт. Лучший серебро-золоченый с изображениями и зелеными камнями сосуд с дискосом и всеми прочими к нему приспособлениями […] Большого размера, бархатные, малинового цвета, с изображением наверху погребения Спасителя, а на обратной стороне с шитыми золотом словами тропаря плащаницы. Серебряный, под золотом с оригинальным изображением распятого Спасителя, напрестольный крест ценой в 260 руб. […]». По некоторым другим источникам, данный список также дополняет напрестольное Евангелие.

Интересна и дальнейшая судьба дарохранительницы и священных сосудов. В 1919 году во время эвакуации из Омска армии Колчака Войсковое Правительство по просьбе протоиерея Леонида Покровского, настоятеля Никольского Казачьего собора, приняло святыни на хранение, а затем вывезло за рубеж вместе с другими войсковыми реликвиями.

В 1927 году по ходатайству Войскового Представительства и по благословению основателя Харбинской и Маньчжурской епархии митрополита Мефодия (Герасимова) причт Свято-Николаевского кафедрального собора г. Харбина приобрел дарохранительницу и сосуды для совершения богослужений. 8 августа 1936 года протоиерей Сергий Русанов произвел фотосъемку этих святынь. Разрешение и благословение на это дело дал архиепископ (впоследствии митрополит) Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский). В момент фотографирования в алтаре собора также присутствовали ключарь Харбинского кафедрального собора протоиерей Леонид Викторов (позднее ставший архиепископом Никандром) и Председатель Войскового Представительства Сибирского казачьего войска полковник Е.П. Березовский. Кстати, об этом повествуют соответствующие надписи, сделанные на обратной стороне двух фотоснимков. К сожалению, дальнейшая судьба этих реликвий пока доподлинно неизвестна. Вполне возможно, что дарохранительница и священные сосуды были переданы Московской Патриархии архиепископом Никандром (Викторовым), когда он, вернувшись в СССР в 1956 году, посетил Святейшего Патриарха Алексия I.

Помимо вышеупомянутых нами святынь, по воспоминаниям очевидцев, в харбинском кафедральном соборе хранились богато украшенное напрестольное Евангелие и несколько икон, доставленные туда из Свято-Никольского Казачьего собора. Среди этих намоленных образов особо выделялась большая икона святителя Николая Чудотворца. Их дальнейшая судьба также остается неизвестной. Удалось ли спасти эти иконы от варварства и произвола творцов «китайской культурной революции»? Зато место их хранения и почитания - Свято-Николаевский кафедральный собор г. Харбина - был разрушен разъяренными хунвейбинами в 1966 году.

Известный церковный историк православной церкви в Сибири протоиерей А. И. Сулоцкий в своей рукописи (к сожалению, пока еще не опубликованной), посвященной истории строительства Свято-Никольского Казачьего собора, отмечал, что эта церковь есть «лучшая из всех существующих не только в Тобольской епархии, но и в целой Сибири»:

- Есть в Сибири одна (например, Тобольский холодный кафедральный собор), - пишет Сулоцкий, - а может быть, две или три церкви массивнее, богаче, дороже Омской Войсковой Николаевской церкви, но лучше, великолепнее, красивее, изящнее, особенно внутри, можно смело сказать, что нет.

СТРАНИЦЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

В конце 1920-х годов храм был закрыт, и позднее в здании размещались различные учреждения культуры. С 1991 года, когда в связи с 275-летием Омска были установлены колокола и начали проходить богослужения, открылась новая страница в жизни собора.

В конце 1990-х годов был сооружен иконостас главного престола, расписаны паруса, храм украсило новое семиярусное паникадило. Как и в любом храме, здесь есть свои святыни: список чудотворного образа Абалацкой Божией Матери и старинная икона святителя Иоанна Тобольского с частичкой мощей, чтимый омичами образ Ахтырской (Ачаирской) Божией Матери, иконография которого разработана епархиальным иконописцем Геннадием Адаевым. В соборе находятся резные деревянные иконы Феодосия Черниговского и Серафима Саровского с частицами мощей. Здесь же находятся написанные Геннадием Адаевым иконы новомучеников Омских Сильвестра, Иоанна и Михаила. В соборе хранится еще одна реликвия – копия Знамени Ермака.

Промыслительным, на наш взгляд, является и то обстоятельство, что свое 170-летие славный казачий храм встретил, как и почти два века назад, со вновь освященными приделами «теплой церкви», иконостасы которых были сооружены в 2009 году. Владыка митрополит Феодосий, чьими заботами, молитвами и трудами двадцать лет назад собор был вновь возвращен верующим, освятил два придела: в честь великомученика Георгия Победоносца (южный) и Благовещения Пресвятой Богородицы (северный).

Сегодня Никольский Казачий храм живет своей приходской жизнью. О его благолепии заботятся церковный причт во главе с настоятелем отцом Игорем Скобеевым и прихожане. Украшением соборных служб по право можно назвать прекрасное пение церковных хоров под управлением Раисы Дионисовны Сорокиной и Ирины Александровны Ананьевой.

Новейшая история Никольского Казачьего собора, который любим омичами, и где всегда многолюдно, еще ждет своего кропотливого исследователя. В Никольском соборе крестили Леонида Мартынова, Георгия Вяткина, Димитрия Карбышева. Во время учебы в Омском кадетском корпусе здесь бывал на службах Лавр Корнилов. Во время посещения Омска в храме бывали Император Николай II, святой праведный Иоанн Кронштадтский.


Александр Лосунов, историк-краевед.