Прощеное воскресение - преддверие Великого поста
- Подробности
- Категория: Новости 2013
- Опубликовано Март 17, 2013
- Просмотров: 4827
Великий пост это время сугубого (усиленного) покаяния, но Господь обещает нам очищение от грехов, только в ответ на наше прощение ближнего , об этом напоминает и сегодняшнее Евангельское чтение:
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Евангелие от Матфея 6, 14-18.
Чин прощения в нашем храме был совершён на вечернем богослужении, которое состоялось сразу по окончании божественной Литургии. Священнослужители собора и прихожане просили друг у друга прощения, целованием Креста свидетельствуя об искренности своего раскаяния.
А незадолго до этого на проповеди после Литургии настоятель собора отец Игорь зачитал собравшимся «Напутственное слово митрополита Омского и Таврического на начало Великого поста» :
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Наступают дни Святой Четыредесятницы – Великого поста – времени высокого и чистого, дни покаяния, удаления от мира и приближения к Господу. С самого первого дня поста во всех храмах читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» - С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Христос! какое начало я положу нынешнему рыданию?».
Покаяние в своих греховных делах, оплакивание их – вот главный смысл, главное назначение поста. Слезное очищение, омовение себя слезами раскаяния издревле в Церкви называется «вторым крещением», при котором, словно в крещальной купели, смываются содеянные грехи. Достичь этого чистого покаянного и просветленного состояния нелегко, особенно в первые дни поста, когда искушения и соблазны буквально со всех сторон нападают на нас. Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные по исцелении беснующегося от терзавших его духов злобы: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21). Так и мы, постом и молитвой да сподобимся изгнать те силы зла, те темные страсти, которые порой так глубоко укоренились в нас, что мы их и не замечаем. Как писал святой Иоанн Кронштадтский: «Что тебе за польза от лакомой пищи и напитков, как тебе не стыдно обременять себя ими? Зачем ты отдаешь себя во власть чувственности? Тебе это приятно? Смотри: мнимая сладость твоих удовольствий есть опасная приманка плоти, через которую она легко берет перевес над твоею душою и не дает тебе возможности думать о небе и стремиться туда. Бойся этой приманки. Как муха в меду, увязнешь ты в ней и останешься – на смерть».
Великий пост – это не «диета», не новомодное «вегетарианство». Постится верующий не для того, чтобы «очистить свой организм» или «закалить свою волю». Ограничения в пище – это не цель поста, это лишь его средство. Цель же – разрушить в себе греховного человека, образ Адама, совершившего первый грех, и создать по образу Христа, избавившего нас от рабства греху. Если же мы держим пост только для воздержания от обычной пищи, то тем мы уподобляемся язычникам: многие из них тоже вкушают только растительную пищу, даже разработали особую кухню, как готовить из нее «повкуснее». Что же, разве это приближает их к Истинному Богу?
Спрашивают иногда: а как нам правильно поститься? Да, в Церкви и нет никакой «инструкции», что и в каких количествах и в каких случаях допустимо вкушать; есть только общие правила. Главное, помогайте бедным, молитесь, воздерживайтесь от плотских удовольствий и развлечений, ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь – и ваше сердце само вам подскажет, что вам следует есть и пить, а что – нет. И, как правило, для тех, кто соблюдает все это, для того и обет воздержания от пищи не представляет собой какой-то особой трудности или доблести. И не стремитесь превзойти в своем «пищевом» постничестве других: это тешит гордыню и тем самым ввергает в еще больший грех, а, кроме того, неполезно для здоровья. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Иные, воздерживаясь по заповеди поста от пищи, мало-помалу дошли до того, что гнушаются пищею, а это готовит им тяжкую казнь» (86-я беседа на Евангелие от Матфея).
Сказано это вселенским учителем и святителем не к тому, чтобы мы относились нерадиво к предписаниям святых отцов и начали вкушать молочную, мясную и, в неположенные для этого дни – рыбную пищу. Никто без особого благословления не должен избегать поста. Но мы должны поститься не только нашим чревом – через воздержание от пищи, но и поститься сердцем, воздерживаясь от похоти, ярости, себялюбия, и поститься умом – гоня от себя прочь скверные и недостойные постящегося мысли. Только так, через это нераздельное единство пощения плоти, сердца и ума да приблизимся мы к вратам покаяния и слезного очищения, и смыв под этим духовным дождем наши грехи, всю скверну, скопившуюся в нас, сподобимся подготовить себя должным образом ко Святой Пасхе и услышать ликующий глас пасхального песнопения: Христос воскресе из мертвых»! Аминь.
МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ ВЛАДИМИР
Святая Четыредесятница 2013 года, Богохранимый град Омск