Исповедь

Таинство Исповеди Таинство покаяния, называемое также исповедью, установлено Церковью уже на самой заре Её существования. В Деяниях говорится, что "многие из уверовавших приходили (к апостолам), исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19:18). С исповеди начиналась христианская жизнь бывших язычников.

Христианину все грехи прощены в Крещении. Однако "несть человек, иже жив будет и не согрешит", и после Крещения он вновь допускает грехи, оседающие в его душе, как грязь и чернота, лишающие его полноты жизни в Боге, потому что ничто нечистое не может войти в общение с Ним.


Святые называли покаяние "вторым крещением", подчеркивая его очищающее и обновляющее действие: "Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни... Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести" (Иоанн Лествичник).

Исповедь приносится Богу, и священник - только "свидетель", как сказано в чинопоследовании таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а также в некоторых случаях эпитимию - наказание или нравственное предписание для уврачевания греха.

Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но как правило исповедь совершается либо вечером накануне, либо до начала Божественной литургии, во время чтения Часов. В особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем. Исповедующийся человек должен быть крещёным членом Православной церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и сознающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей. В традициях Русской, и ряда других поместных Православных церквей исповедь мирян (наряду с говением) обязательна перед Таинством причащения.

Подготовка к исповеди

Исповедь должна быть не только искренней, но и подробной. А для этого нужно все обдумать и вспомнить заранее. В подготовке к исповеди могут помочь такие книги как: «В помощь кающимся» св. Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» о. Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» о. Иоанна (Крестьянкина).

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными, не нужно ждать вопросов, но надо самому перечислять свои грехи: ведь исповедь - это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями.

«Опыт построения исповеди»

Так называется цикл пастырских бесед в помощь кающимся, известного старца Отца Иоанна Крестьянкина, проводившиеся в 1970-е годы в Псково-Печерском монастыре. В беседах проводится разбор грехов, как разнообразных и многочисленных искажений десяти ветхозаветных заповедей. 
Старец, архимандрит Иоанн Крестьянкин. Опыт построния Исповеди

  Вступление. Первая заповедь - 81:00 мин.
  Вторая заповедь - 29:58 мин.
  Третья заповедь - 30:40 мин.
  Четвертая заповедь - 36:04 мин.
  Пятая заповедь - 53:42 мин.


Яндекс.Метрика