Новости и объявления

КРЕСТОМ БЛАГОСЛОВЛЯЛ КАДЕТ ОН, ПЕРОМ ПИСАЛ СВОИ ТРУДЫ…

Своими добрыми делами и трудами остается в памяти потомков отошедший к Господу человек. Люди умственного труда, писатели, историки, педагоги, оставляют после себя память, с одной стороны, написанными ими книгами, а с другой – воспитанными и вскормленными под их чутким руководством учениками. Одним из таких и был протоиерей Александр Иванович Сулоцкий.Долгую и интересную жизнь прожил отец Александр. Он появился на свет в грозный для России 1812 год. Происходил из духовного сословия. Отец его был бедным причетником сельского храма. Родиной стало село Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии, которое явилось для будущего пастыря не только близкой его сердцу местностью, но и дало фамилию. Среднее духовное образование и воспитание он получил в Ярославской духовной семинарии.

Александр в числе первых закончил ее в 1833 г. Уже тогда семинарское начальство обратило на него внимание, и как наиболее способный и старательный ученик он был отправлен для обучения в Санкт-Петербургскую духовную академию на казенный счет. К 1837 г. академический курс оказался уже пройденным, а сам выпускник Сулоцкий был удостоен звания старшего кандидата богословия. 13 января 1838 г. Комиссия духовных училищ назначила Александра Сулоцкого на должность преподавателя в Тобольскую духовную семинарию. В этом учебном заведении ему довелось преподавать не только церковную историю, греческий язык, библейскую историю, церковные древности и обряды, церковное законодательство, каноническое право и историю Российской Церкви, но и быть библиотекарем семинарского книгохранилища, а также заседать в семинарском правлении. Преподавателем Александр Иванович был «ревностным и влиятельным». Он заботился о том, чтобы его ученики имели хорошие знания не только по истории Вселенской и Русской Церкви, но и о возникновении и развитии православной жизни в местном, западно-сибирском крае. Именно для подготовки и разработки курсов по истории православия в Сибири он обратился к богатейшим архивам Тобольска, тем самым начав путь самостоятельного историка-исследователя.

2 ноября 1847 г. Преосвященным Георгием, архиепископом Тобольским и Сибирским Александр Сулоцкий был рукоположен во священника и отправлен на службу в Омск. 1 февраля 1848 г. он прибыл в наш город и сразу же приступил к возложенным на него обязанностям. Местом его нового назначения явился сначала Свято-Никольский казачий собор, а затем Сибирский кадетский корпус и устроенная при нем впоследствии Никольская корпусная церковь. До 1848 г. корпус не имел своей церкви, служащие и воспитанники входили в состав прихожан Пророко-Ильинской церкви, а с постройкой войсковой Николаевской церкви, сделались прихожанами последней.В 1848 г. директор корпуса генерал–майор Шрамм исходатайствовал у епархиального начальства разрешение на устройство собственной церкви, которая была сооружена в этом же году в рекреационном зале на средства корпуса. Ризница, священные сосуды, богослужебные книги были приобретены на средства корпуса, а также на пожертвования частных лиц.Иконы для иконостаса были расписаны рядовым инженерного ведомства Новиковым. В 1862 г. церковь была разобрана, в ней сделали новый потолок и пол. В 1864 г. был поднят и увеличен алтарь.Последняя переделка была сделана на деньги, завещанные купцом Н.Н.Полешковым и на счет корпусного церковного старосты В.П.Кузнецова. Омскими и иногородними купцами были пожертвованы также серебряно-вызолоченные сосуды, св. Плащаница, напрестольное Евангелие в окладе, покрытым золочённым серебром, а также бронзовое паникадило и пр.Помимо церковной утвари жертвователи дарили так же и иконы.Среди икон в 1857 г. в корпусной храм поступила икона Воскресения Христова, по преданию-принадлежащая генералиссимусу А.В. Суворову. Среди добровольных жертвователей – имя Наталии Дмитриевны Фонвизиной, подарившей кадетской церкви священнические облачения и ризы .

Около тридцати лет прослужил отец Александр законоучителем и штатным священником Сибирского кадетского корпуса. Своей преподавательской работе он уделял очень много внимания, сил и времени. Об обязанностях законоучителя сам А. И. Сулоцкий впоследствии вспоминал так «[…] служил […], во храме […], пред литургиями объяснял положенные на праздники и дни воскресные Евангелия с нравоучительными обращениями и применениями к слушателям – воспитанникам, во время всенощных бдений сообщал истории праздников и особенно замечательные события и назидательные черты из жизни празднуемых в те дни святых, а за литургиями, хотя и не очень часто, говорил поучения; каждодневно посещал кадетский лазарет и каждодневно же бывал, иногда и со словом вразумления или назидания, в камерах (казармах) у воспитанников; в классах, на лекциях преподавание шло, производилось, кажется, довольно внятно, без частых перерывов и остановок, внимание слушавших поддерживалось, отчего рассказанное или объясненное мною тут же в классе исправно, хорошо повторяемо было даже и не очень даровитыми воспитанниками, а уроки учениками были приготовляемы почти всегда и почти всеми удовлетворительно […]».

А вот как запомнился отец Александр обучающимся у него в кадетском корпусе воспитанникам. Предоставим слово одному из них, ставшему впоследствии протоиереем, Михаилу Путинцеву: «Вот входит к нам в класс статный, красивый, средних лет священник, с прекрасными вьющимися русыми волосами. Кроткий взгляд его ясных голубых глаз, доброе симпатичное лицо, тихий голос, скромные приемы и походка, ласковое отеческое обращение с нами – все это сразу успокаивало нас, придавало смелости, мы чувствовали себя как будто в присутствии родного, любящего отца».

А вот каким запомнился епископу Никодиму, проезжавшему в 1870 г. через Омск его экскурсовод и гостеприимный хозяин, протоиерей А. И. Сулоцкий: «[…] Человек почтенных лет, благословен от Бога много и благочадием […] Он литератор и охотник отыскивать сибирские древности. Ему Сибирь одолжена многими любопытными назидательными сказаниями».

Отец Александр, возведенный 4 августа 1863 г. Преосвященным Варлаамом в сан протоиерея, вел очень скромный образ жизни.В нашем городе сближается с Омской интеллигенцией. Исполняя просьбу тобольских друзей, стремится каким-либо образом облегчить участь узников “мертвого дома”, знакомится с С.Ф.Дуровым и Ф.М.Достоевским. Многие годы он жил в небольшом деревянном домике, который купил вскоре после своего приезда в Омск. Все свободное от богослужений время проводил в трудах и занятиях: то на уроках, то дома за книгами и журналами, работая над своими статьями. А их у отца протоиерея было великое множество. Около 100 его работ были опубликованы на страницах «Странника», «Душеполезного чтения», «Русской старины», «Русского вестника», «Москвитянина», а также в Иркутских, Тобольских и Томских епархиальных ведомостях. 9 работ А. И. Сулоцкого вышли в свет отдельными изданиями. За работу «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский» отец Александр был удостоен конференцией Санкт-Петербургской духовной академии степени магистра. За долгую и непорочную службу добрый пастырь имел многие церковные и государственные награды.Его фамилия встречается на страницах целого ряда дореволюционных энциклопедических изданий (Брокгауз и Ефрон, Русский биографический словарь Половцева, Православный Богословский Энциклопедический словарь). В 1877 г. А.И. Сулоцкий выступил в качестве члена - учредителя ЗСОИРГО. Он был единственным среди учредителей лицом духовного звания. Деятельность протоирея Александра Сулоцкого в составе ЗСОИРГО к сожалению изучена слабо и ещё ждёт своего исследователя.

4(16) мая 1884 г., в Омске,маститый пастырь и законоучитель закончил свой земной путь. Причиной смерти явилась чахотка (туберкулез), к которой больной имел давнее предрасположение. В метрической же книге эту причину смерти почему-то указывать не стали. В графе «от чего умер» записали коротко и понятно – «от старости». Болезнь протекала мучительно и тяжело, но отец протоиерей переносил ее с христианским смирением. Около месяца был он прикован к постели. Именно в православной вере, в той самой, которую проповедовал всю свою жизнь, искал себе поддержку и утешение. Не раз, не два и не три, а целых шесть раз он исповедовался и причащался перед смертью. Последний раз, за полчаса до кончины отца Александра исповедовал и приобщил Св. Таин его знакомый и коллега, настоятель Никольского Казачьего собора Константин Недосеков.

Трагичная весть о смерти маститого пастыря быстро облетела тогдашний Омск. К дому, в который пришло горе, потянулись люди. Квартира покойного оказалась наполнена народом. По два раза на дню городские священники поочередно служили заупокойные литии. Все собравшиеся неустанно молились об упокоении души любимого ими пастыря. Настало 7 мая (здесь и далее ст. ст.). Траурная процессия прибыла в Войсковую Никольскую церковь, в ту самую, где неоднократно приходилось служить при жизни отцу протоиерею. Казачий храм, несмотря на свою обширность, не смог вместить всех собравшихся, многие оказались на паперти. После литургии началось отпевание. Проводить заслуженного пастыря в последний путь пришли высокопоставленные особы, в том числе и Степной генерал-губернатор Г. А. Колпаковский. Отпевание совершал протоиерей Константин Недосеков вместе с причтом Никольского собора, среди которого несколько выделялась фигура отца дьякона Апполона Волкова, который дрожащими от горя руками пытался разжечь постоянно гаснущее кадило. Перед прощальным целованием усопшего настоятель Казачьего собора произнес надгробную речь, в конце которой многие из присутствующих рыдали. Свое траурное слово отец Константин завершил так: «Не забудь нас там – за гробом, а мы, пока живы, не забудем тебя здесь – на земле; молись за нас, а мы станем молиться за тебя. Бог да ублажит и упокоит тя, а нас помилует, яко благ и человеколюбец!»

После отпевания заколоченный наглухо гроб медленно выплыл из храма. На площади перед собором его встретили выстроенные в шеренгу воспитанники кадетского корпуса. Кадеты VII класса, учившиеся у покойного, взяли на плечи гроб и медленно понесли его по Никольскому проспекту (ныне пока еще ул. Красных зорь) на Казачье кладбище. Во главе траурной процессии шло городское духовенство и певчие из кадетского и войскового хоров. Перед зданием учительской семинарии, напротив Казачьего рынка, погребальное шествие остановилось. Законоучитель оной вместе с будущими учителями пропел краткую литию и произнес над упокоившимся благодарственную речь.

Перед тем как опустить гроб в свежевырытую могилу, отслужили еще одну, последнюю литию. После чего на крышку гроба упала первая горстка земли…Возникшее в 1842 г. Казачье кладбище, где покоился прах А.И. Сулоцкого к 1925 г. приходит в ужасное запустение. С него тащат все: деревянные кресты, чугунные решетки, мраморные надгробия. В 1939 г. Омский Горисполком принимает решение о его закрытии. В начале 1941 г. еще одно решение. Но начавшаяся война помешала воплотить их в жизнь и отсрочила закрытие кладбища до 1942 года. Перед истечением 25-летнего срока, в 1966 г., было принято варварское решение о ликвидации старейшего из омских кладбищ. Со сносом погостов безвозвратно была потеряна для потомков и могила протоиерея А.И. Сулоцкого, на которой к 1966 г. кем-то из предприимчивых городских обывателей был устроен сарай. Такой вот печальный факт!



Александр Матвеевич Лосунов
историк-краевед г. Омска.