7 июля - Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
- Подробности
- Категория: Новости 2013
- Опубликовано Июль 7, 2013
- Просмотров: 5834
Тропарь Иоанна Предтечи
Пророче и Предтече пришествия Христова,
достойно восхвалити тя недоумеем мы,
любовию чтущии тя:
неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися
славным и честным твоим рождеством,
и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Пророче и Предтече пришествия Христова,
достойно восхвалити тя недоумеем мы,
любовию чтущии тя:
неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися
славным и честным твоим рождеством,
и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Рождение Иоанна предвозвещено было ангелом отцу его, священнику Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался немым и остался таким до рождения сына.
За шесть месяцев до Рождества Христова жена Захария - Елисавета, родственница Пресвятой Богородицы, родила сына. Родные и соседи Елисаветы радовались вместе с ней такой милости Господней. В восьмой день по закону иудейскому надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся родственники и знакомые хотели назвать его Захарией, по имени отца. На это Елисавета сказала: "Нет, а назвать его Иоанном".
Все стали говорить: "В родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем" - и стали спрашивать знаками у отца: как он желает назвать сына? Захария потребовал дощечку и написал: "Иоанн имя ему". Все удивились. И тут немой Захарий заговорил. По внушению Духа Святого он стал прославлять Бога и пророчествовать о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечей (Предшественником) Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя. Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: "Что будет из этого младенца?" Господь же охранял младенца, и он рос и укреплялся духом.
Иоанн рано остался без родителей. Жил в пустынях до дня явления своего народу, одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пищу составляли сушеная саранча и дикий мед (Лк. 1:57-80).
В своё время, покинув пустыню, Иоанн пришел в долину Иордана и начал там свою проповедь. "Покайтесь - говорил пророк, - ибо близко Царство Небесное!" (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.
Среди приходивших к Иордану были и люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи саддукеи - вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: "Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния. И не думайте говорить о себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".
Слушая такие слова, народ спрашивал его: "Что нам делать?" Иоанн отвечал: " У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же".
Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: "Учитель! Что нам делать?" Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: "Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается".
Спрашивали его также и воины: "А нам что делать?" Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: "Никогда не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем".
Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. "Я крещу вас водой, но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязывать ремень обуви его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём (то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи, как огонь, и подавать дары Духа Святого)".
В народе день рождества Иоанна Предтечи называют Купалом, Купальем. С ним связаны многие суеверия, а также традиция разгульного празднования, идущая с языческих времен. Православные христиане не должны придерживаться ее, тем более, что Рождество Иоанна Крестителя припадает на Петровский пост.
Праздничную Литургию в день рождества Иоанна Крестителя отслужили духовенство собора во главе с отцом-настоятелем. По завершении богослужения отец Игорь зачитал собравшимся “Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с трагическими событиями в Сирии”.