Прощеное воскресение - преддверие Великого поста

Великий пост, предваряется днём, который именуется Прощёным воскресеньем. В этот день на вечернем богослужении Церковь установила совершать чин прощения, в котором священнослужители и миряне испрашивают друг у друга прощения за грехи вольные и невольные, совершённые словом делом или помышлением.

Великий пост это время сугубого (усиленного) покаяния, но Господь обещает нам очищение от грехов, только в ответ на наше прощение ближнего , об этом напоминает Евангельское чтение Прощённого воскресения:


Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда по­ститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они при­нимают на себя мрачные лица, чтобы по­ка­за­ться людям по­стящимися. Истин­но говорю вам, что они уже по­лучают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Евангелие от Матфея 6, 14-18.


В день прощеного воскресения чин прощения в нашем храме возглавил настоятель собора, протоиерей Игорь (Скобеев).

Вечером в Свято-Успенском Кафедральном соборе чин прощения отслужил глава Омской Митрополии – митрополит Омский и Таврический Владимир. В дни начала Великого поста Владыка обратился с напутственным словом ко всем верным чадам Русской Православной Церкви на Омской земле.


***

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Завершились недели, готовившие нас к началу Великого поста. Каждая из этих недель была как бы ступенью, по которой мы шаг за шагом восходили к великой благодати Предпасхального поста, настраивали свои мысли, свои чувства на этот сорокадневный путь, который нам надлежит пройти.

Великий пост служит очищению, просветлению наших душ; и в сам пост мы должны войти уже хотя бы частично очистившимися, смывшими с себя ту душевную пыль и грязь, которая ежедневно прилипает к нашим сердцам. Поэтому в канун поста, в прощеное воскресение мы просим друг у друга прощения, прощаем друг другу взаимные обиды, оставляем гнев и злопамятство, чтобы не омрачать ими священные дни Великой Четыредесятницы; ведь, как учил Господь: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24). Великий пост – это и есть приносимый нами духовный дар Господу; и если мы желаем, чтобы он был принят, мы должны прежде примириться с теми, кто имеет что-то против нас. А если мы по каким-то не зависящим от нас причинам не можем этого сделать, то должны хотя бы мысленно попросить у них прощения и обязательно помолиться за каждого из этих людей, чтобы Господь даровал им свои блага, и чтобы эти люди не держали на нас зла.

Начиная поститься, мы готовим себя к тому, чтобы пройти вместе с Господом нашим Иисусом Христом весь Его Крестный путь, чтобы страдать вместе с Ним и умереть вместе с Ним на Кресте. Эта подготовка к смерти вместе со Христом – великий и радостный долг христианина. Все мы, - писал апостол Павел, - крестившись во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим.6:3). Ведь когда человек чувствует приближение смерти, он торопится сделать что-то доброе, примириться с ближними, покаяться в грехах. И как часто ему не хватает на это времени! Нам же даны целые сорок дней, чтобы покаяться, чтобы очистить свои сердца, чтобы одухотворить свою плоть – и тем самым приготовить себя к смерти вместе с Господом.

Но Великий пост готовит нас не только к смерти – он готовит нас и к Воскресению. Помня о великой радости Воскресения, мы не должны предаваться в дни поста излишней скорби и сокрушению; неумеренное постничество, вместо спасения, ведет к самовозношению, к гордыне и тем самым приносит еще большее осуждение. Недаром Господь учил: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцем твоим… (Мф.6:16-18). Мы умерщвляем свою плоть и ограничиваем свои желания – для того, чтобы, умерев с Господом, воскреснуть с Ним, и эта вера в Воскресение делает дни поста особенно светлыми и благодатными.

Не будем забывать, что Великий пост – это дело не Закона, а Благодати. Воздержание от пищи животного происхождения нужно воспринимать не как закон или тяжелый долг, а как особое благословение Церкви. Это возможность для нас сделаться подобным нашим прародителям Адаму и Еве, когда, пребывая до грехопадения в райских кущах, они не вкушали никакой животной пищи, а только травы, сеющие семя, и плоды древесные (Быт.1:29). Это возможность уподобиться Господу нашему Иисусу Христу, когда Он, постившись сорок дней и ночей, одержал победу над диаволом, и Ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11). Вот кому мы подражаем, соблюдая пост, вот какие великие плоды приносит пост, если он сопровождается молитвой и очищением сердца!

Поэтому мы должны стараться чаще, чем обычно, молиться, каждодневно читать молитву преподобного Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…»). Постараемся же чаще посещать храмовое Богослужение, чаще исповедоваться. Желательно меньше смотреть различные развлекательные телепрограммы и интернет-сайты, а по возможности – вообще исключить всякого рода развлечения. Наконец, потщимся больше любви и внимания уделять окружающим нас людям, особенно своей семье, своим близким. Так, с помощью Божией и по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, мы сможем достойно и благодатно пройти Великую Четыредесятницу, и, став причастниками страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, воскреснуть вместе с Ним к новой, светлой и блаженной жизни!



МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ, ГЛАВА ОМСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Седмица сырная 2014 года, Богохранимый град Омск


Закрыть